длительность: 143/127 минут (edited version)
цветной
aspect ratio: 1,85:1

Производство: Universal Pictures, США
Продюсер: Альфред Хичкок (не указан в титрах), Герберт Колмен (Herbert Coleman) - associate producer
Павильонные съёмки: студия Universal
Натурные съёмки: Вашингтон; Салинас, Калифорния; аэропорт La Guardia, Нью-Йорк (США), Копенгаген, Фредериксберг (Дания), Висбаден (Германия), Париж (Франция)
Съёмочный период:
Дата релиза в США: 19 декабря 1969 года (в Швеции - 17 декабря)

Сценарий: Самюэль Тейлор (Samuel Taylor) по одноимённому роману Леона Уриса (Leon Uris)
Оператор: Джек Хилдъярд (Jack Hildyard)
Композитор: Морис Жарр (Maurice Jarre)

В главных ролях:
Фредерик Стэффорд (Frederick Stafford) - Андрэ Деверо (Andre Devereaux)
Дэни Робен (Dany Robin) - Николь Деверо (Nicole Devereaux)
Клод Жад (Claude Jade) - Мишель Пикар (Michele Picard)
Джон Форсайт (John Forsythe) - Майкл Нордстром (Michael Nordstrom)
Карин Дор (Karin Dor) - Хуанита де Кордоба (Juanita de Cordoba)
Джон Вернон (John Vernon) - Рико Парра (Rico Parra)

Камео Хичкока:

на 28-й мин. фильма - человек в инвалидном кресле в аэропорту.

Американские разведчики отправляют на Кубу работающего на них французского агента, чтобы тот разузнал всё о пребывании на острове русских. Справившись с этим заданием, он выходит на след Топаза - шпионской организации, в которую входят высокопоставленные французские чиновники, сотрудничающие с Советским Союзом.

Роман Леона Уриса "Топаз" основывался на реальных событиях (присутствие коммунистического агента в окружении генерала де Голля) и числился в Америке в списке бестселлеров. Поэтому студия Universal решила экранизировать его и предложила этот проект Хичкоку.

Согласно контракту над сценарием должен был работать сам автор. Но Хичкок посчитал сценарий Уриса непригодным для съёмок и пригласил Самюэля Тейлора (сценариста фильма Головокружение), который заново написал сценарий. Некоторые сцены были написаны всего за несколько часов до того, как были сняты.

В фильме снялись американские, французские, скандинавские и испанские актеры. Подобрать французских актеров Хичкоку помогла Хелен Скотт - та, что была переводчицей во время знаменитой беседы Хичкока с Франсуа Трюффо. В результате в незначительных ролях снялись звезды французского кинематографа Мишель Пикколи (Michel Piccoli) в роли главы Топаза Жака Гранвиля (Jacques Granville) и Филипп Нуаре (Philippe Noiret) в роли Генри Жарре (Henri Jarre). По воспоминаниям Клод Жад, Хичкок сожалел, что не взял Мишеля Пиколли на главную роль (ту, что исполнил Стэффорд).

Филипп Нуаре весной 1968 года, упав с лошади, сломал ногу. Поэтому его агент заявил Хичкоку, что актёр не может сниматься в фильме без костыля. На что Хичкок согласился, сказав: "Костыль - хорошая идея для персонажа". Нуаре вспоминал, как перед съёмками сцены, когда Деверо и другие французские дипломаты собираются на обед, Хичкок подозвал его и сказал, что, зная его как гурмана, специально распорядился приготовить для этой сцены дорогое вино и запечёную утку. "В конце съёмки он сказал "Снято", а затем обратился прямо ко мне со словами: "Господин Нуаре, как вино?", - рассказывал актёр. Нуаре говорил, что с первой же встречи Хичкок произвел на него впечатление шутника, мистификатора и достаточно скрытного человека. В качестве шутки Хичкока он приводит такой пример. Перед съёмкам сцены, когда Нуаре идёт открывать дверь пришедшему к нему на интервью журналисту, Хичкок не распорядился, на каком уровне ставить камеру. Камера была установлена на высоте человеческого роста. Хичкок гневно заявил: "Кто поставил камеру, как это делали в 1930-м?" - и заставил установить её для съемки с низкой точки, после чего с удовлетворением заявил: "Вот, теперь камера стоит так, как это делали в 1932-м!"

Сначала Хичкок не хотел приезжать в Париж на натурные съёмки и поручил их провести Клоду Шабролю, написав ему письмо с подробными инструкциями о том, как и что снимать. В конце концов Хичкок приехал в Париж сам, а от отснятых Шабролем эпизодов в фильме остался только финальный - с газетой, в которой говорится о разрешении кризиса на Кубе.

В первоначальной 143-минутной версии фильма в конце происходит дуэль между Анри Деверо (французским агентом) и Жаком Гранвилем (главой Топаза), который погибает в перестрелке на пустом стадионе. На предварительном просмотре эта сцена была воспринята с насмешкой, что заставило Хичкока переснять её. Второй вариант был принят так же. В итоге Хичкок снял формальную концовку - Жак заходит в свой дом и мы слышим звук выстрела: он застрелился.

Топаз стал самым большим коммерческим провалом Хичкока - на съёмки было потрачено около 4 миллионов долларов, а прибыль в результате проката составила менее 1 миллиона.

По сценарию похищение важного документа у кубинского политика Рико Парры происходит в отеле Тереза в Нью-Йорке, где Парра остановливается во время своего приезда в Америку. Незадолго до начала съёмок этот отель был снесен, поэтому Хичкоку пришлось потратить 100 тыс. долларов только на его реконструкцию в студийных условиях.

И в настоящее время очень многие критики и поклонники Хичкока считают Топаз самым слабым фильмом режиссёра.







  







 реклама н
return_links(4); ?>
а сайте
return_links(); ?>