длительность: 109 минут
чёрно-белый
aspect ratio: 1,85:1

Производство: Shamley Productions, США
Продюсер: Альфред Хичкок
Павильонные съёмки: студия Universal
Натурные съёмки: различные локации в штатах Калифорния и Аризона, США
Съёмочный период:
Дата релиза: 16 июня 1960 года

Сценарий: Джозеф Стефано (Joseph Stephano) по одноименному роману Роберта Блоха (Robert Bloch)
Оператор: Джон Л. Рассел (John L. Russell)
Композитор: Бернард Херрманн (Bernard Herrmann)

В главных ролях:
Энтони Перкинс (Anthony Perkins) - Норман Бейтс (Norman Bates)
Джанет Ли (Janet Leigh) - Мэрион Крейн (Marion Crane)
Вера Майлс (Vera Miles) - Лайла Крейн (Lila Crane)
Джон Гевин (John Gavin) - Сэм Лумис (Sam Loomis)
Мартин Бальзам (Martin Balsam) - детектив Арбогаст (Milton Arbogast)
Джон МакИнтайр (John McIntire) - шериф Эл Чемберс (Al Chambers)

Камео Хичкока:

на 7й мин. фильма - стоит возле офиса Мэрион в ковбойской шляпе.

Молодая девушка Мэрион Крейн, сотрудница фирмы, сбегает с крупной суммой денег, которые ей доверили положить в банк. Желая укрыться от полиции, она останавливается в уединенном мотеле, не подозревая, что ей грозит еще большая опасность. Она знакомится с хозяином мотеля Норманом Бейтсом - молодым парнем, живущим отшельником вместе со своей больной матерью.

Фильм был снят по роману Роберта Блоха, основанному на реальных фактах о деле известного маньяка Эда Гейна (Ed Gein), который также стал прообразом Ганнибала Лектора из фильма Молчание ягнят. Хичкок анонимно купил авторские права на роман Блоха всего за 9 тысяч долларов. Весь фильм обошёлся Хичкоку в 800 тысяч долларов, а принёс прибыли более 40 миллионов.

Съёмки проходили с использованием телевизионной техники и участием телевизионной команды хичкоковского сериала Альфред Хичкок Представляет, т.к. крупные киностудии отказались от столь жёсткого материала.

Хичкок скупил все доступные экземпляры романа Блоха, чтобы сохранить в тайне концовку фильма.

Он добился того, чтобы в кинотеатры не пускали опоздаваших (в те времена можно было войти в зал в любое время от начала сеанса), т.к. придавал большое значение обману зрителей - ложной завязке в виде кражи денег. К тому же Джанет Ли была заявлена как исполнительница главной роли, а её героиню убивают в первой половине фильма.

Кадр спускаемой в унитазе воды - первый откровенный кадр подобного рода в истории кино, вызвавший бурную реакцию у критиков.

Самая известная сцена фильма - сцена в душе (shower scene), длительностью 45 сек., которая снималась 7 дней и имеет свыше 90 монтажных стыков. Конструкция ванной комнаты из этой сцены состояла из четырёх раздвигающихся стен, чтобы камера могла занять любое необходимое положение. Энтони Перкинс не принимал участия в съёмках сцены в душе - в это время он был в Нью-Йорке. В ванную комнату с ножом в руке входила молодая женщина в парике. Чтобы создать впечатление тёмного неясного силуэта на экране, источник света был расположен позади неё, а лицо её было специально затемнено. В сцене в душе снималась обнажённая модель, которая дублировала Джанет Ли. Были показаны только кисти рук, плечи и голова Ли, все остальное принадлежало ее дублёрше. Кровь в этой сцене - ничто иное как шоколадный соус. Для съёмки кадра внутри струи душа пришлось закрыть центральные отверстия в головке душа, чтобы вода текла мимо объектива камеры.

Крупный план мёртвого тела Мэрион - стоп кадр. Жена Хичкока, просматривая черновой вариант фильма, указала, что заметно, как Джанет Ли делает глотательное движение.

Звук ножа, пронзающего тело - фактически звук прокалывания дыни. Хичкок сначала задумал сцену в душе как полностью немую, но Бернард Херрманн смог переубедить его.

Фильм сначала не допускали к выходу - перед релизом заметили, что Джанет Ли дышит, будучи уже "мёртвой" во время сцены в душе. Хичкок ничего не стал менять, а вновь послал фильм на просмотр, надеясь что во второй раз на этом не будут заострять внимание и никто ничего на заметит.

После выхода фильма на экраны Хичкок получил письмо от отца одной девушки, разгневанного тем, что после сцены в душе его дочь боится зайти в ванную - Хичкок ответил: "Отдайте её в химчистку".

По воспоминаниям Джанет Ли, чтобы проверить, насколько страшна для зрителя мумия матери, Хичкок подложил мумию ей в комнату, желая узнать, как сильно она закричит, обнаружив её.

Знаменитое падение навзничь детектива Арбогаста после его убийства на лестнице было снято с помощью специальной техники. На самом деле актёр не падал - его ноги не попадали в кадр. Сначала сняли лестницу с крана сверху вниз без актёра. Потом посадили Мартина Бальзама в кресло перед специальным экраном, на который проецировался план ступеней. Актёру лишь оставалось взмахнуть руками, как бы теряя равновесие.

В фильме есть два эпизода, снятые с высокой точки - убийство детектива Арбогаста и второй, когда Бейтс по лестнице тащит на руках мать в подвал. Хичкок говорил по поводу них следующее: "Я обошелся одним кадром Арбогаста, подымающегося по лестнице, и, когда он поднялся на верхнюю ступеньку, я стал снимать камерой, установленной очень высоко. Это сделано было по двум причинам. Во-первых, оттуда можно было так снять старую даму, что публика не заподозрила бы меня в том, что я нарочно скрываю ее лицо-иначе она была бы разочарована. Главная же причина, в силу которой я поднял камеру так высоко, заключалась в том, что мне необходимо было создать контраст между общим планом и крупным планом головы, когда героя моего настигал нож. ... В кадре сверху мать появляется неожиданно, и встык я монтирую движение ножа. А потом идет крупный план Арбогаста. Мы положили на его лицо пластиковый тюбик с гемоглобином, и как только нож протыкал его, на лице появлялась струйка крови, потекшая по той линии, которую мы прочертили заранее. И Арбогаст падает на лестницу. ... Когда Перкинс шел по лестнице, я поднял камеру. Он входит в комнату, мы его не видим, но слышим его слова: "Мама, я провожу тебя вниз. Они тут везде шныряют". И потом мы видим, как он тащит ее в подвал. Мне хотелось снять сцену, когда он ее тащит, одним куском, и притом сверху (я объяснял, почему), но чтобы зритель не удивился, отчего это камера вдруг подпрыгнула. Поэтому камера двигалась по тросу параллельно Перкинсу, и прерывать план-эпизод не пришлось. И когда камера поднялась на самый верх, к двери, она повернулась и нацелилась на ступени вниз. Тем временем спором матери и сына я отвлек внимание зрителей от деталей поведения камеры. Она же оказалась над Перкинсом и оттуда показывала, как он тащит мать в подвал. Отменное удовольствие - водить публику за нос с помощью камеры."







  







 реклама н
return_links(4); ?>
а сайте
return_links(); ?>