длительность: 75 минут; иностранные (неанглийские) версии длительностью от 67 до 101 мин. (я смотрел 90-мин. версию)
чёрно-белый
aspect ratio: 1,33:1
немой, с английскими интертитрами

Производство: Гейнсборо пикчерз (Gainsborough Pictures), Великобритания
Продюсеры: Майкл Бэлкон (Michael Balcon), Карлайл Блэквел (Carlyle Blackwell)
Павильонные съёмки: студия Ислингтон, Лондон
Натурные съёмки: нет
Съёмочный период: май-июль 1926 года
Дата релиза: 14 февраля 1927 года

Сценарий: Элиот Стэннард (Eliot Stannard) по одноимённому роману Мэри Беллок Лаундес (Marie Belloc Lowndes)
Оператор: Гетано ди Вентимилья (Gaetano di Ventimiglia)

В главных ролях (в соответствии с титрами к фильму):
Мэри Олт (Marie Ault) - домохозяйка (The landlady)
Артур Чесни (Arthur Chesny) - её муж (Her husband)
Джуна (June) - Дэйзи, манекенщица (Daisy, a mannequin)
Малкольм Кин (Malcolm Keen) - Джо, полицейский детектив (Joe, a police detective)
Айвор Новелло (Ivor Novello) - Жилец (The Lodger)

Камео Хичкока:

на 5й мин. фильма - человек, сидящий спиной к камере за столом в редакции (первое камео Хичкока).

Лондон охвачен паникой - неизвестный преступник совершает убийства женщин, всегда блондинок, неизменно по вторникам... Тем временем в одном доме, где сдаётся комната, поселяется молодой человек, который своим странным поведением наводит хозяев на мысль, что их новый жилец и есть тот самый...

В апреле 1926 года продюсер Майкл Бэлкон (на чьей студии в то время работал Хичкок и с которым он был связан контрактом) сказал Хичкоку, что у него на примете есть одно литературное произведение, готовое для экранизации. Речь шла о романе Жилец, изданном в 1913 году (позже его автор Мэри Беллок Лаундес написала по своему роману пьесу под названием Кто он?/Who is He?) и основывавшемся на известной истории Джека Потрошителя. Бэлкон считал, что Хичкок сможет с помощью визуальных приёмов, которым он обучился у германских кинематографистов во время съёмок в Европе своих двух предыдущих фильмов, передать все таинственные аспекты этой истории.

Сценаристу Элиоту Стэннарду, который уже работал с Хичкоком над его двумя предыдущими фильмами, не понадобилось много времени для написания сценария. Хичкок при помощи иллюстратора закончил раскадровку к фильму и объявил Бэлкону, что готов к съёмкам. Бэлкон определил на главные роли одних из самых популярных британских актеров - Айвора Новелло (он снимется в следующем фильме Хичкока - По наклонной плоскости) и Джуну Трипп (которая предпочитала в титрах значиться просто как Джуна).

Участие в фильме звёзд однозначно определилио концовку фильма: Хичкок хотел снять такой финал, чтобы зритель до конца не был уверен - виновен жилец в убийствах или нет, но руководство не позволило ему даже посеять и тень сомнения в умах зрителей - такая звезда кинемтографа тех лет как Айвор Новелло никак не мог сыграть убийцу. Хичкок вспоминал: "Айвор Новелло, исполнитель главной роли, был в Англии кумиром детских утренников. Звёздная система приносит массу проблем. Иногда весь замысел оказывается под угрозой лишь потому, что амплуа исполнителя не позволяет ему изобразить злодея".

Съёмки фильма начались в первых числах мая 1926 года на студии в Ислингтоне. В Жильце, как и в двух предыдущих фильмах Хичкока, Альма (будущая его жена) была ассистентом режиссёра.

Съёмки закончились в начале июля. В течение августа плёнка обрабатывалсь в лаборатори. Студийный просмотр был назначен на начало сентября. Вот как об этом вспоминал сам Хичкок: "Сначала его показали персоналу прокатной компании и руководству отдела рекламы. Они вынесли заключение: показывать фильм публике нельзя. Невероятно слабая картина. Спустя два дня большой босс лично прибыл в студию для просмотра. Это было в 2.30. У миссис Хичкок и у меня не хватило духу дожидаться результатов в студии, и мы вышли прогуляться по лондонским улицам. Потом взяли такси и вернулись. Нам страстно хотелось, чтобы наш променад увенчался приятным известием, но услышали мы следующее: "Босс сказал, что это ужасно". И фильм положили на полку, к тому же расторгли все контракты, предварительно заключённые благодаря репутации Новелло. Несколько месяцев спустя решено было вновь посмотреть фильм и сделать в нем некоторые поправки. Я согласился на две. Когда же его выпустили на экраны, оказалось, что это величайший из всех английских фильмов, поставленных к тому времени".

Дональд Спото в своей книге Тёмная сторона гения: Жизнь Альфреда Хичкока приводит факты, утверждающие, что всё было несколько иначе. Действительно, съёмки картины были закончены в июле 1926 года, а её студийный просмотр был назначен на начало сентября. Некто Вульф, руководитель компании, которая финансировала съёмки, назвал картину ужасной и принял решение не выпускать на экраны. Но Майкл Бэлкон решил спасти положение, так как в картину были вложены немалые средства. Он пригласил монтажёра Айвора Монтагю, известного тогда тем, что он успешно переводил титры и перемонтировал иностранные фильмы. Бэлкон и Монтагю обсудили фильм Хичкока за обедом, затем Бэлкон показал ему сам фильм и Монтагю был сильно впечатлен. Он нашёл повествование неотразимым, дизайн инновационным, композицию изображений запоминющейся. Монтагю сразу предложил ряд мер для улучшения картины - переснять непонятные сцены, сократить количество титров, нарисовать фон для титров. Хичкок показался Монтагю несколько обиженным молодым человеком, непоколебимым в уверенности в своих технических способностях. Но Монтагю заверил молодого режисссёра, что также считает его технический стиль безупречным и что фильм нуждается просто в некоторых улучшениях.

В конце сентября был устроен показ исправленной версии фильма для прессы, которой фильм очень понравился. В частности, "величайшим из всех английских фильмов, поставленных к тому времени" Жильца назвал влиятельный журнал Биоскоп от 16 сентября 1926 года. Так что Хичкок в беседе с Трюффо "забыл" поблагодарить Монтагю и продюсера Бэлкона, первого - за внесенные в картину улучшения, второго - за принятие "судьбоносного" решения спасти фильм.

Жилец стал "первым настоящим фильмом Хичкока" - так называл его сам режиссёр. "Моё видение этого фильма было интуитивным. Впервые я опробовал свой стиль. Не ошибусь, сказав, что "Жилец" стал первой моей картиной", - говорил Хичкок. Действительно, в этом фильме он впервые обратился к жанру триллера, развил идею обвинения и преследования невиновного человека ("Именно эта тема обвинения невиновного ... внушает зрителю ощущение опасности. К тому же ему легче отождествить себя с подобным персонажем, чем с настоящим преступником, скрывающимся от погони. А я всегда принимаю во внимание аудиторию", - сказал Хичкок в беседе с Трюффо), впервые появился на экране в эпизодической роли - камео (причину своего появления на экране Хичкок объяснил Франсуа Трюффо так: "Задача была вполне утилитарна: заполнить кадр. Потом это превратилось в суеверный предрассудок и наконец в гэг". Речь шла о том эпизоде, когда Хичкок сидит за столиком в редакции. Некоторые считают, что в Жильце Хичкок появился дважды - они "узнают" Хичкока среди толпы в конце фильма...), использовал яркие визуальные средства для передачи сюжета (когда жилец ходил по своей комнате на втором этаже взад-вперед, люстра в гостиной внизу раскачивалась, а встревоженные хозяева дома смотрели на потолок и "видели" в своем воображении, как их постоялец меряет шагами комнату - для этого был сооружен стеклянный потолок, через который камера и снимала снизу).

Первый кадр фильма - крупным планом даётся лицо кричащей девушки. Хичкок вспоминал о том, как снимался этот эпизод: "Я взял кусок стекла, положил под голову девушки и разметал по нему ее волосы, так что они заполнили весь кадр. Потом стекло осветили сзади, и цвет волос таким образом сразу бросался в глаза". Встык за этим кадром дается световая реклама TO-NIGHT GOLDEN CURLS (Сегодня вечером - Золотые локоны). Название вымышленной пьесы стилизовано под заголовки популярных в 20-30е гг. шоу, начинавшиеся словами "Сегодня вечером... ". "Золотые локоны" — экранное имя звезды американского немого кино Мэри Пикфорд.

Фильм также известен под названием Дело Джонатана Дрю (The Case of Jonathan Drew) - именно так он назывался в американском прокате. Джонатан Дрю - имя жильца, хотя в фильме (как и в книге) оно нигде даже не упоминается. В Англии Жилец вышел с дополнительным названием Жилец - История лондонского тумана (The Lodger - A Story of the London Fog).

Для широкой публики премьера фильмов, которые Хичкок снял на Гейнсборо, состоялась в 1927 году - в январе вышел на экраны Сад наслаждений, в феврале - Жилец, в мае - Горный орёл.

К сожалению, фотографий со съёмок нет.

Фильм можно скачать здесь (ссылки даны на 7 частей одного файла):
http://rapidshare.com/files/120231499/A_X_Gilec.part1.rar
http://rapidshare.com/files/120231510/A_X_Gilec.part2.rar
http://rapidshare.com/files/120231642/A_X_Gilec.part3.rar
http://rapidshare.com/files/120233308/A_X_Gilec.part4.rar
http://rapidshare.com/files/120233530/A_X_Gilec.part5.rar
http://rapidshare.com/files/120233658/A_X_Gilec.part6.rar
http://rapidshare.com/files/120233677/A_X_Gilec.part7.rar
(работоспособность ссылок проверена 12 октября 2008 года, просьба сообщать о неработающих ссылках)
Качество: DVDrip, 674 мб, avi, 560x432, английские интертитры

В этом фильме и правда по сути есть всё, что будет встречаться в дальнейшем в "типичных" фильмах Хичкока. Смотрится фильм с интересом, местами при желании можно испытать саспенс :-)


  







 реклама н
return_links(4); ?>
а сайте
return_links(); ?>